ИГРА ПО ПРАВИЛАМ
В картине русско-английского производства «По этапу» Ингеборга Дапкунайте сыграла роль главной надзирательницы. Ленинград, 1946 год.
В лагерь, где все надзирательницы-женщины, привозят военнопленных. Немецких мужчин. Тех кто во всем виноват. Коллизия слишком интересна, ее нужно видеть. Поэтому говорим не о фильме, а о дружбе, партнерстве и, конечно, о Джоне Малковиче, с которым мы тоже встретимся в этой тюремной драме.
Коллеги пугали меня перед интервью: «Будет говорить много, но потом окажется, что не сказала ничего» Поэтому предлагаю обсудить тему маленьких хитростей, которые обнаруживают себя со школьной скамьи.
Хитрость-это не ко мне. Я не вру. Не умею врать. И в школе не списывала.
Хорошо учились?
Нет. Я была такой полухулиганкой. У нас была система, кружок друзей. Мы распределяли домашние задания на всех. Советовались, один из нас делал, и все переписывали. Не просто так копировали, вдумчиво. Нам нравилось быть умными: раз- и все сделано. С тех пор я люблю стратегическое мышление.
В каких дисциплинах вы были сильны?
Сочинения любила писать, русский любила, литературу, астрономию. Химия нравилась-из-за учительницы. Я даже участвовала в олимпиадах.
В соревновании, в игре лучше честно проиграть или нечестно выиграть?
Ни в карты, ни в шахматы не играю. Нет времени.
А если взглянуть на тему игры шире? Включить в нее профессиональное соперничество?
Мне интересно честно выиграть. Я не борюсь за роли. Я дожила до того состояния, что мне или предлагают их, или не предлагают.
Мир театра и кино полон подковерных игр.
В Лондоне действуют прямолинейно: приходишь, пробуешься, уходишь. Подошел ты или нет, поймешь позже. Не знаешь даже, с кем боролся. Не знаешь, кто еще приходил на пробы. Есть агент, есть сценарий. Все.
Хорошо. Фигурное катание, «Звезды на льду», спортивная конкуренция?
Это лучшее, что со мной случилось в течении года. По многим причинам: по творческим, по личным. Мне не важно, чем все это закончится, важно, что, это происходит.
Во-первых; каждую неделю у меня премьера, во-вторых, тренировки как преодоление себя. Преодоление многих качеств, о существовании которых я не подозревала. Эгоизма например. Я делаю то, что не умею, то, что у меня не получается. Добавьте сюда отношения с партнером, с тренером, нехватку времени, напряжение.
Это трудно. И в то же время это легко. Устанавливается контакт с партнером- и все становится проще. Имеется в виду творческий контакт, сходство вкусов. При этом мы можем не общаться с моим партнером в жизни.
Не сдружились?
Что значит «сдружились»? Я знаю своих подруг по 20 лет, я замужем 14 лет. Дружба-это время. Наше общение с Александром Жулиным очень интенсивно, мы работаем каждый день. Мне с ним очень повезло, я это чувствую. Может быть, мы станем друзьями через какое-то время. Общение со звездой такого уровня стимулирует и вдохновляет. Он один из самых больших талантов, которых я встречала в своей жизни.
Чему научило вас катание?
Я узнаю об этом позже, сейчас расчленить невозможно. Но есть много параллелей между тем, что я делаю на льду, и тем, что я делаю на сцене. Есть термин «продолжение мысли»: в театре, начав сцену, ты не можешь остановить мысль, не выразив ее до конца. На льду то же самое. Ты не можешь остановиться до конца программы.
На сцене, если мы «роняем правду», фальшивим- ничего не происходит, никто не падает, и это не всегда видно. Такое случается часто, никто не совершенен. На льду это невозможно. Ты связан с партнером. Работа с Малковичем на сцене- вот самая близкая параллель, которую я могу провести. Семь месяцев каждый день, восемь спектаклей в неделю. В таких условиях ты или с партнером, или сам по себе. Ты хорош настолько, насколько хорош твой партнер. Это не про твое личное качество игры, а про честность отношений, про небоязнь, про дерзость, про доверие: ты его стукнешь, а он возьмет этот удар на себя.
Можно с этого места поподробнее?
Мы дружим много лет. Познакомились очень давно Ельцин только-только, пришел к власти, загранпаспорта были общего образца, советские. Все вышло случайно. Моя знакомая девочка, литовка, будучи в Лондоне по своим делам, помогала Малковичу делать кастинг к спектаклю. Позвонила мне: «Хочешь попробоваться у такого-то?», а я «Кто это?» Мой первый муж сказал: «Ты что? С ума сошла»- дал мне «Опасные связи». Я посмотрела кассету, Малкович мне понравился, но в Лондоне я оказалась не из-за него. Я полетела бы в любом случае- моим кумиром был сам Лондон. Биг-Бэн т все то, что в школе проходили. Приехала на две ночи. С утра встретилась режиссером. Он был молодым, для режиссера несолидным. Все. что я помню,- его дороге ботинки. Он выдал мне текст роли: «Я понимаю, что вы можете читать по-английски, но вот можете ли вы играть». Тогда я прочитала текст с чувством. После обед меня привели к Малковичу на пробы. В комнате было очень много людей. К счастью, о пробах я ничего не знала и особенно не волновалась. Малкович сказал: «Террифик». Меня отпустили, я вышла на улицу в мылях: «Что же такое »террифик?» Подошла к первому попавшему прохожему: «Террифик из гуд о бэд?» Тот ответил: «Вери гуд»
А потом за три недели надо было выпустить спектакль, где у меня главная роль. На английском, которого я досконально не понимала. Знала слова, но без нюансов. Маклкович каждый второй вечер брал меня в ресторан и объяснял: «Если в этом предложении сказать так, то это будет значить то-то». У него с режиссером был спор: как я расставляю интонации. Режиссер говорил: «Напиши ей правильные ударении, и пусть она говорит так». А Малкович отвечал: «Пусть говорит как хочет. Это то проявление таланта, которое нам нужно».
Журналисты любят представлять Малковича истеричным эгоистом. Ваше мнение?
Категорически не согласна. Он очень щедрый- не в том смысле, что заплатит за ваш обед, хотя он и это сделает. Он занимался со мной утром, вечером, ночью. Я многому научилась за те семь месяцев и учусь у него до сих пор. Он щедрый партнер, он сделал все, чтобы я хорошо проявила себя. У нас была сцена, где его почти не видно. Режиссер спросил: «Джон, зачем ты уходишь за колонну?» «У Ингеборги хороший монолог, а я за это время отдохну»,- ответил он.
Текст: Татьяна Арефьева
«Она» , январь, 2007, №1
ИГРА ПО ПРАВИЛАМ
В картине русско-английского производства «По этапу» Ингеборга Дапкунайте сыграла роль главной надзирательницы. Ленинград, 1946 год.
В лагерь, где все надзирательницы-женщины, привозят военнопленных. Немецких мужчин. Тех кто во всем виноват. Коллизия слишком интересна, ее нужно видеть. Поэтому говорим не о фильме, а о дружбе, партнерстве и, конечно, о Джоне Малковиче, с которым мы тоже встретимся в этой тюремной драме.
Коллеги пугали меня перед интервью: «Будет говорить много, но потом окажется, что не сказала ничего» Поэтому предлагаю обсудить тему маленьких хитростей, которые обнаруживают себя со школьной скамьи.
Хитрость-это не ко мне. Я не вру. Не умею врать. И в школе не списывала.
Хорошо учились?
Нет. Я была такой полухулиганкой. У нас была система, кружок друзей. Мы распределяли домашние задания на всех. Советовались, один из нас делал, и все переписывали. Не просто так копировали, вдумчиво. Нам нравилось быть умными: раз- и все сделано. С тех пор я люблю стратегическое мышление.
В каких дисциплинах вы были сильны?
Сочинения любила писать, русский любила, литературу, астрономию. Химия нравилась-из-за учительницы. Я даже участвовала в олимпиадах.
В соревновании, в игре лучше честно проиграть или нечестно выиграть?
Ни в карты, ни в шахматы не играю. Нет времени.
А если взглянуть на тему игры шире? Включить в нее профессиональное соперничество?
Мне интересно честно выиграть. Я не борюсь за роли. Я дожила до того состояния, что мне или предлагают их, или не предлагают.
Мир театра и кино полон подковерных игр.
В Лондоне действуют прямолинейно: приходишь, пробуешься, уходишь. Подошел ты или нет, поймешь позже. Не знаешь даже, с кем боролся. Не знаешь, кто еще приходил на пробы. Есть агент, есть сценарий. Все.
Хорошо. Фигурное катание, «Звезды на льду», спортивная конкуренция?
Это лучшее, что со мной случилось в течении года. По многим причинам: по творческим, по личным. Мне не важно, чем все это закончится, важно, что, это происходит.
Во-первых; каждую неделю у меня премьера, во-вторых, тренировки как преодоление себя. Преодоление многих качеств, о существовании которых я не подозревала. Эгоизма например. Я делаю то, что не умею, то, что у меня не получается. Добавьте сюда отношения с партнером, с тренером, нехватку времени, напряжение.
Это трудно. И в то же время это легко. Устанавливается контакт с партнером- и все становится проще. Имеется в виду творческий контакт, сходство вкусов. При этом мы можем не общаться с моим партнером в жизни.
Не сдружились?
Что значит «сдружились»? Я знаю своих подруг по 20 лет, я замужем 14 лет. Дружба-это время. Наше общение с Александром Жулиным очень интенсивно, мы работаем каждый день. Мне с ним очень повезло, я это чувствую. Может быть, мы станем друзьями через какое-то время. Общение со звездой такого уровня стимулирует и вдохновляет. Он один из самых больших талантов, которых я встречала в своей жизни.
Чему научило вас катание?
Я узнаю об этом позже, сейчас расчленить невозможно. Но есть много параллелей между тем, что я делаю на льду, и тем, что я делаю на сцене. Есть термин «продолжение мысли»: в театре, начав сцену, ты не можешь остановить мысль, не выразив ее до конца. На льду то же самое. Ты не можешь остановиться до конца программы.
На сцене, если мы «роняем правду», фальшивим- ничего не происходит, никто не падает, и это не всегда видно. Такое случается часто, никто не совершенен. На льду это невозможно. Ты связан с партнером. Работа с Малковичем на сцене- вот самая близкая параллель, которую я могу провести. Семь месяцев каждый день, восемь спектаклей в неделю. В таких условиях ты или с партнером, или сам по себе. Ты хорош настолько, насколько хорош твой партнер. Это не про твое личное качество игры, а про честность отношений, про небоязнь, про дерзость, про доверие: ты его стукнешь, а он возьмет этот удар на себя.
Можно с этого места поподробнее?
Мы дружим много лет. Познакомились очень давно Ельцин только-только, пришел к власти, загранпаспорта были общего образца, советские. Все вышло случайно. Моя знакомая девочка, литовка, будучи в Лондоне по своим делам, помогала Малковичу делать кастинг к спектаклю. Позвонила мне: «Хочешь попробоваться у такого-то?», а я «Кто это?» Мой первый муж сказал: «Ты что? С ума сошла»- дал мне «Опасные связи». Я посмотрела кассету, Малкович мне понравился, но в Лондоне я оказалась не из-за него. Я полетела бы в любом случае- моим кумиром был сам Лондон. Биг-Бэн т все то, что в школе проходили. Приехала на две ночи. С утра встретилась режиссером. Он был молодым, для режиссера несолидным. Все. что я помню,- его дороге ботинки. Он выдал мне текст роли: «Я понимаю, что вы можете читать по-английски, но вот можете ли вы играть». Тогда я прочитала текст с чувством. После обед меня привели к Малковичу на пробы. В комнате было очень много людей. К счастью, о пробах я ничего не знала и особенно не волновалась. Малкович сказал: «Террифик». Меня отпустили, я вышла на улицу в мылях: «Что же такое »террифик?» Подошла к первому попавшему прохожему: «Террифик из гуд о бэд?» Тот ответил: «Вери гуд»
А потом за три недели надо было выпустить спектакль, где у меня главная роль. На английском, которого я досконально не понимала. Знала слова, но без нюансов. Маклкович каждый второй вечер брал меня в ресторан и объяснял: «Если в этом предложении сказать так, то это будет значить то-то». У него с режиссером был спор: как я расставляю интонации. Режиссер говорил: «Напиши ей правильные ударении, и пусть она говорит так». А Малкович отвечал: «Пусть говорит как хочет. Это то проявление таланта, которое нам нужно».
Журналисты любят представлять Малковича истеричным эгоистом. Ваше мнение?
Категорически не согласна. Он очень щедрый- не в том смысле, что заплатит за ваш обед, хотя он и это сделает. Он занимался со мной утром, вечером, ночью. Я многому научилась за те семь месяцев и учусь у него до сих пор. Он щедрый партнер, он сделал все, чтобы я хорошо проявила себя. У нас была сцена, где его почти не видно. Режиссер спросил: «Джон, зачем ты уходишь за колонну?» «У Ингеборги хороший монолог, а я за это время отдохну»,- ответил он.
Текст: Татьяна Арефьева
«Она» , январь, 2007, №1